+7 925-150-63-69
+7 925-150-63-69

5 000 РУБЛЕЙ


Упрощенное гражданство для соотечественников: за и против

02.05.15

28 апреля в Институте стран СНГ состоялся семинар, на котором обсудили состояние законодательной базы по предоставлению российского гражданства в упрощенном порядке соотечественникам, проживающим за рубежом.

Обсуждали следующие вопросы:

1. Российское законодательство о праве соотечественников, проживающих за рубежом, на приобретение российского гражданства.

2. Предложения по вопросу упрощения порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом: за и против.

3. Проблемы оформления гражданства России детям из смешанных семей, проживающих за рубежом.

4. Практика реализации права на получение российского гражданства «носителями русского языка».

гражданствоВ семинаре приняли участие: заведующий отделом гражданства ФМС России, 2-ой секретарь КД МИД России, главный специалист Совета Федерации (Комитет по международным делам), заместитель директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Л.И.Графова, представители общественности, беженцы и политэмигранты с Украины, имеющие опыт (печальный) приобретения гражданства РФ, в т.ч. через статус «носителя русского языка», сотрудники Института стран СНГ.
Участникам был предложен информационный материал по теме слушаний, который публикуем следом за данным сообщением.

Доклад А.Докучаевой, заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ, содержал информацию о возможностях для лиц, которых можно отнести к соотечественникам (прямо не упоминающихся в законе), приобрести в упрощенном порядке гражданство РФ.

Обращено внимание, что все, за исключением тех, кто остался без гражданства (граждане бывшего СССР) или имеющих родителей - граждан РФ, живущих в РФ, – могут просить о гражданстве только проживая в России.
Кроме того, за редким исключением: дети, участники ВОВ - от всех требуют выхода из иного гражданства. Особый порядок выхода из иного гражданства (более жесткий и неисполнимый в большинстве случаев) установлен для «носителей русского языка». (На сегодняшний день, после 8 месяцев действия поправок по «носителям» гражданство получили только 250 человек из тех, кто получил соответствующий сертификат. Но это те, кто не имел никакого гражданства – т.е. не надо было выходить.

В докладе рассказано о проблеме гражданства детей из смешанных семей (отец и мать с разным гражданством, одно из которых – российское).
До сего дня к К.Ф.Затулину приходят письма с вопросами, когда будет возможность оформить российское гражданство ребенку, находящемуся за рубежом, по заявлению одного родителя – гражданина России. Известно, что поправки для решения этой проблемы вносились (К.Затулиным в 2010 и 2011 годах, Правительством РФ в 2013 году) но вопрос «завис». А его решения ждут многие наши соотечественники за рубежом на всех континентах.

В докладе также представлены законодательные инициативы, внесенные в ГД с 2008 года (К.Затулин, другие депутаты ГД, члены СФ), сказано о причинах их отклонения.

Доклад отразил вопрос о двойном гражданстве в законодательстве России, о новводениях в отношении двоеграждан (регистрации).

Выступили соотечественники, беженцы с Украины и политэмигранты – с конкретным опытом прохождения трудного пути к гражданству большой Родины, с предложениями о том, что и как нужно исправить.

На вопросы ответил Д.В.Попов (заведующий отделом гражданства ФМС России).

Главный вывод – закон о гражданстве нуждается в исправлении в сторону обеспечения права соотечественников на получение гражданства без излишней бюрократической волокиты. Соотечественники ждут добросовестного исполнения поручения Президента России В.В.Путина, которое он дал 12 декабря 2012 года в Послании Федеральному Собранию. Тогда он сказал: «Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднён и до безобразия забюрократизирован. А вот завозить неквалифицированную рабочую силу, в том числе и нелегально, достаточно просто. Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства».

Ниже - предлагаем вниманию читателей доклад, подготовленный по теме семинара.

По мере подготовки также будут опубликованы стенограмма и выводы прошедшего обсуждения.

Доклад: «Упрощение получения гражданства для соотечественников, проживающих за рубежом: за и против»

А.Докучаева

Начну свое сообщение с цитаты соотечественника, проживающего в Киргизии, члена Всемирного координационного совета соотечественников, Станислава Епифанцева, из его статьи «Запишите меня в «евреи»… С кем в Кремле собираются строить Русский мир»: «Для успеха проекта «Русский мир» нужно дать право на российское гражданство тем, кого Россия называет соотечественниками, проживающими за рубежом».

Понятие «соотечественника за рубежом» определяет Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» определяет Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»

Статья 1 Понятие соотечественника

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

2. Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации,
в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Статья 11.1 Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Ст. 14

часть, пункт

Категория лиц, обладающих правом на упрощенный порядок приобретения гражданства России

Кроме документов, удостоверяющих принадлежность к данной категории лиц, требуется наличие (подтверждение)

РВП

Вид на жительство

Отказ от иного гражданства

Источник существования

Знание

русского языка

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации

- без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13

+

если находится в РФ

+

Уведомление (ст.13, ч.1, п. «г»)

+

+

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства

- без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13

+

если находится в РФ

+

+

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

- без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13

+

+

Уведомление

+

+

2.1

признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

+

+ Выход

(получили документ о выходе)

+

Справка о «носителе русского языка»

4

до

1.07.09

прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР,… до 1 июля 2009 года

-без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13

Регистрация по месту жительства на 1.07.02 либо РВП, либо вид на жительство

+

Уведомление

5

ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации

- без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 и без представления вида на жительство

Регистрация по месту жительства либо РВП, либо вид на жительство

6 а

В РФ

ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации

- по заявлению этого родителя - без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13

Для ребенка: документ, подтверждающий его проживание или пребывание в РФ

6 а

За

рубежом

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации - без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13

Документ, подтверждающий проживание за рубежом

7

Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей

- без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 - если имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания

РВП или вид на жительство

+

Уведомление

Кто может быть признан носителем русского языка

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Условия признания лица носителем русского языка

документы, удостоверяющие принадлежность к данной категории лиц

Законность пребывания в РФ

Документы о постоянном проживании в РФ, о родстве

Знание русского языка

Ст.33.1

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть признаны носителями русского языка, если данные лица … постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Вид на жительство, РВП, визу, миграц. карту , миграц. учет

Представить по себе: выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (возможно: архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов)

Собеседование на комиссии

Ст.33.1

Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть признаны носителями русского языка, если … их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Вид на жительство, РВП, визу, миграц. карту, миграц. учет

Удостоверить родство: свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении.

Представить по родственникам: свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы).

(возможно: архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов)

Собеседование на комиссии


Нормы действующего закона о гражданстве, за исключением ч.1 ст.14 и ч.6. ст.14 (о детях), распространяются на лиц, которые проживают на территории РФ. От всех, за исключением детей и участников Великой Отечественной войны, требуется отказаться от иного гражданства. Причем на всех, за исключением «носителей русского языка», распространяется правило п. «г» части 1 статьи 13 – по сути – уведомительный характер выхода из иного гражданства: направляется заявление о выходе в уполномоченный орган страны имеющегося гражданства, а копия его вместе с квитанцией об отправке – прилагается к пакету документов на гражданство.

«Носителям» же необходимо представить документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающим выход заявителя из гражданства данного государства, либо документ, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу независящих от заявителя причин. Тем самым Российская Федерация обуславливает право на гражданство своим соотечественникам согласием иностранного государства. Ставит его между собой и соотечественником. Пример с современной Украиной показывает невозможность выполнения этого условия.

Во всех случаях, предусмотренных действующим законом о гражданстве, речь идет о лицах, которые могут быть отнесены к соотечественникам, в соответствии с определением ФЗ о соотечественниках. Но нигде нет отсылки к этой норме.


Законодательные инициативы, направленные на реализацию права соотечественников на упрощенную процедуру приобретения гражданства, поступали в Государственную Думу неоднократно.


К.Ф.Затулин будучи депутатом Госдумы несколько раз вносил проекты поправок:

- в часть 4 ст. 14 – о снятии срока, ограничивающего действие этой нормы (1 января 2006г). В конце концов удалось продлить ее действие – но только до июля 2009 года. Возражения ФМС: «Снятие ограничений по сроку действия данной нормы Федерального закона также может затруднить реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, снижая один из существенных стимулов переезда в Россию, а именно – приобретение гражданства Российской Федерации»;

- в часть 7 ст. 14 – об участника Программы переселения - о снятии требования наличия регистрации по месту проживания, замене ее на регистрацию по месту пребывания в регионе вселения. Аналогичную поправку вносили и субъекты РФ, в частности Калужская область. Однако все эти поправки отклонены;

- в часть 1 ст.14 – о предоставлении упрощенного порядка приобретения гражданства соотечественникам, являющимся таковыми в соответствии с ФЗ о соотечественниках (без требования отказа от иного гражданства и без обязательного переезда на ПМЖ в Россию);

- в часть 6 ст. 14 – об исключении требования согласия второго родителя (не являющегося гражданином РФ) на оформление гражданства ребенка, находящегося за рубежом, по заявлению родителя-гражданина России, так как не требуется такого согласия при нахождении ребенка на территории РФ.

Данная поправка была поддержана Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом и ее председателем – Министром иностранных дел, однако и она была отклонена. – Возражения Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ П.А.Асахова - В ответе указано на то, что якобы «предлагаемое изменение не согласуется со статьей 61 Семейного кодекса РФ, согласно которой, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, а также со статьей 19 Конституции РФ, предусматривающей принцип равенства права граждан перед законом». Уполномоченный по правам ребенка не заметил, что поправка лишь распространяет норму действующего закона, не требующую согласия второго родителя-иностранца, на ситуацию, когда ребенок находится за рубежом, а не вносит никаких иных новаций, которые бы нарушили Семейный кодекс или, тем более, Конституцию.

Аналогичный законопроект - в целях уточнения оснований и условий приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, а также детей и недееспособных лиц, помещенных под надзор в соответствующие российские организации определенного профиля и назначения - № 417698-6 О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" был внесен Правительством 26 декабря 2013 года. Закон был рассмотрен Государственной Думой во втором чтении, но застрял и до сих пор не принят.

В сентябре 2013 года внесли поправки в закон о гражданстве члены Совета Федерации - И.М.Умаханов, В.М.Джабаров, В.А.Фетисов - (об установлении упрощенного порядка приема в российское гражданство – без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, о получении вида на жительство в Российской Федерации, о наличии законного источника средств к существованию и о владении русским языком на определенном необходимом уровне – для иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками в соответствии с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", при условии представления ими соответствующих подтверждающих документов или иных доказательств) – законопроект отклонен.

Законопроекту сенаторов не повезло еще и потому, что в это время шел законопроект, внесенный Правительством РФ о «носителях русского языка». 11 марта 2014 года внесли законопроект - 21 апреля Президент подписал закон о поправках.

Мы критиковали концепцию предложенную Правительством по «носителям русского языка». В первую очередь потому, что впервые за всю постсоветскую историю Российская Федерация фактически закрепила разделение русского народа на две неравноценные части: тех, кто происходит с ее нынешней территории, и всех прочих (например, с Юга и Востока Украины, из Прибалтики, из Северного Казахстана и др.), не достойных называться «носителями русского языка». И как мы уже отмечали – Н.В.Гоголь со всеми своими томами не был бы допущен к собеседованию на статус «носителя русского языка», поскольку его предки, да и он сам – происходят с хутора близь Диканьки.

О проблемах на пути к гражданству «носителей русского языка» сегодня нам расскажет Виктор Викторович Шевченко, руководитель объединения «Миграция +».

В 2014 году было внесено несколько законопроектов по упрощению приема в гражданство соотечественников с Украины.

469683-6 О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" - в целях установления для граждан Украины возможности приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке - при выполнении ими условия об обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство, а также условия о владении русским языком.

Законопроект № 458224-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"– о приеме в гражданство Российской Федерации упрощенном порядке в течении шести месяцев без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г", "д" части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона и без представления вида на жительство граждане Украины русской национальности и члены их семей, являющиеся соотечественниками в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих этническую принадлежность к русским.

Законопроект № 460255-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части регулирования упрощенного приема в гражданство соотечественников, проживающих в странах бывшего СССР». – о приеме русскоязычных граждан государств, входивших в состав СССР, проживающих на территории данных государств, подвергающихся дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности, без требования отказа от имеющегося гражданства и переезда на ПМЖ в Россию.

Законопроект № 462855-6 «О внесении изменений в статью 333.29 Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" – о приеме в гражданство РФ граждан Украины, без отказа от гражданства Украины, без обязательного переезда в РФ, если они заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации до 1 августа 2014 года.

Однако все эти законопроекты – отклонены. В июле 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, устанавливающее временный упрощенный порядок предоставления временного убежища гражданам Украины, а затем внесены поправки в Программу переселения – о возможности участия в Программе лиц, получивших временное убежище в России. – Тем самым обеспечен механизм упрощенного приобретения гражданства беженцам с Украины через эту Программу. О сложностях на этом пути, многие присутствующие знают.

Не думаю, что в ближайшее время будут сделаны какие-либо поправки в закон о гражданстве по упрощению процедуры приобретения гражданства соотечественниками. Если на исполнение прямого поручения Президента В.Путина об облегчении приема в гражданство «носителей русского языка», которое он сделал в обращении к Федеральному Собранию в декабре 2012 года, ушло почти два года, чего можно ожидать «скоро»?. Тем более, что прием в гражданство «носителей русского языка» только начался. Я уже слышала ответы от чиновников, ответственных за этот процесс: «надо отработать механизм, накопить опыт реализации, прежде чем что-либо изменять»

Главным возражением на все инициативы, не требующие отказа от иного гражданства – нежелание (опасение) возникновения второго гражданства у соотечественников.

Однако российское законодательство не запрещает двойное гражданство для своих граждан.

На данный момент позиция России в отношении двойного гражданства определяется:

статьёй 62 Конституции Российской Федерации:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

и статьёй 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой:

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2.Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.).

До 18 мая 2015 года действует Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.).

De facto 90% граждан Абхазии имеют Российское гражданство, которые фактически являются двоегражданами несмотря на отсутствие соглашений, аналогичная ситуация в Южной Осетии, Приднестровье.

Граждан России, имеющих иное гражданство (стран, не имеющих соответствующих соглашений с Россией) Россия рассматривает только как своих граждан.

Двойное гражданство РФ для соотечественников

Оба российских закона о гражданстве (1991 г. и 2002 г.) не исключают возникновения на практике двойного гражданства.

Требование об отказе от иного гражданства содержат нормы ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 года:

(ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство в общем и упрощенном порядке является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства.

для «носителей русского языка» требуется документ о выходе из иного гражданства (ст.14, ч.2.1, п. «в»).

Не требуется отказа от иного гражданства:

- при приобретении российского гражданства по рождению;

- при приеме детей в гражданство Российской Федерации (ст.12 и ст.14, ч.2);

- от участниками ВОВ (ст.14., ч.5);

- от лиц, имеющих особые заслуги перед РФ (ст.13, ч. 3 - Депардье, например).

Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства (п.2 ст.6 - ФЗ – 2002г.);

О регистрации двоеграждан

4 августа 2014 вступили в силу поправки в ФЗ о гражданстве, требующие от двоеграждан, и граждан России, имеющих вид на жительство в других государствах, постоянно проживающих на территории РФ, регистрации в органах ФМС факта наличия второго (других) гражданства (гражданств) или наличия вида на жительство.

Сроки регистрации

- кто имеет двойное гражданство и находится на территории России – до 4 октября 2014 г. (60 дней со дня вступления в силу поправок);

- кто приобретет и находится на территории России - 60 дней – со дня приобретения;

- тем, кто находится за границей – дается 30 дней с момента возвращения в Россию.

Срок регистрации второго гражданства для граждан РФ в Крыму отодвинут – для них закон вступает в силу 1 января 2016 года.

До 1 января 2016 года необходимо зарегистрировать наличие второго гражданства тем гражданам РФ, кто прибыл в Россию из безвизовой страны (в т.ч. граждане Ю.Осетии, Абхазии) или из страны, с которой у РФ имеется (имелся) договор о двойном гражданстве (Таджикистан, Туркмения).

За нарушение сроков регистрации:

административный штраф от 500 до 1000 рублей или уголовная ответственность (до 200 тыс. руб. штрафа и до 400 часов обязательных работ).


В адрес К.Ф.Затулинга, раньше - как депутата Госдумы, сейчас - как автора и ведущего ТВ-программы «Русский вопрос» поступают письма от соотечественников, проживающих за рубежом, по вопросам гражданства. Из них видно, что по сей день остаются актуальными и проблема о гражданстве детей из смешанных семей, находящихся за рубежом, и упрощенный путь к российскому гражданству для соотечественников, проживающих за рубежом. А в прошлом году выросла еще одна проблема – баррикады на пути к гражданству, которые приходится преодолевать «носителям русского языка».

Закончу свой доклад также призывом Станислава Епифанцева: «Дайте людям реальное право на российское гражданство, и одно только это укрепит каркас русского мира, создаст некую общность людей, имеющих такое право. Ведь таково уж свойство человеческой натуры. И не надо при этом ни бояться, ни надеяться, что люди хлынут в страну. Если хлынут, то сами и устроятся и таких большинство, а те, кто решит остаться, будут жить с осознанием своей сопричастности к русскому миру».


Приложение: СПРАВКА об отношениях с соотечественниками и гражданстве в других странах

Карта поляка (7.09. 2007г.)

Карта поляка является документом, подтверждающим принадлежность к Польскому Народу. Владелец Карты поляка имеет права, вытекающие из закона о Карте поляка, принятого парламентом Республики Польша 7 сентября 2007 года. Закон вступает в силу в течение 6 месяцев с дня публикации в собрании постановлений “Монитор польски”, то есть в последних числах марта 2008 года.
Лицо, обладающее Картой поляка:

– может бесплатно получить долгосрочную визу на пребывание, дающую право на многократное пересечение границ Республики Польша

– может легально работать на территории Республики Польша без необходимости получать разрешение на работу

– может заниматься в Польше предпринимательской деятельностью на таких же основаниях, как польские граждане

– может пользоваться в Польше бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровнях на таких же началах, как польские граждане, и одновременно обращаться за финансовой помощью и стипендиями, предназначенными для иностранцев, обучающихся в Польше

– может в срочных случаях пользоваться бесплатной системой здравоохранения Польши на таких же началах, как польские граждане

– может пользоваться 37-процентной скидкой на железнодорожный проезд на территории Польши

– может бесплатно посещать государственные музеи в Польше

– имеет право в первоочередном порядке стараться получить финансовые средства, предназначенные на поддержку поляков за границей, из бюджета польского государства или из бюджета местного самоуправления на уровне гмины.

Получение Карты поляка не означает получения польского гражданства, постоянного вида на жительство на территории Республики Польша или права безвизового пересечения границ Республики Польша.

Карта поляка может быть предоставлена лицу, которое считает себя принадлежащим к Польскому Народу и при этом:

– знает польский язык хотя бы на базовом уровне и считает его родным языком

– знает и поддерживает польские традиции и обычаи

– в присутствии консула Республики Польша или уполномоченного сотрудника представит письменную декларацию принадлежности к Польскому Народу

– докажет, что по крайней мере один из родителей, бабушка или дедушка, или же прабабушка и прадедушка были по национальности поляками или имели польское гражданство. Или же представит письменную справку от польской организации, подтверждающую его активное участие в деятельности в пользу польского языка и культуры или польского национального меньшинства в течение по крайней мере последних трех лет.

Карта только для поляков на Востокe !!

Карту поляка может получить только лицо, не имеющее польского гражданства или постоянного вида на жительство на территории Республики Польша, которое является гражданином следующих государств: Республики Армения, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Эстонской Республики, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Литовской Республики, Латвийской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины или Республики Узбекистан. Карту поляка может получить также лицо, польское происхождение которого было подтверждено согласно законоположениям закона от 9 ноября 2000 г. о репатриации.

Для лиц, имеющих польское происхождение по линии отца или матери, существует возможность оформления второго гражданства Польши по закону о репатриации, вступил в силу 1 января 2000 года. Репатриантом является лицо польского происхождения, которое прибыло в Польшу на основании репатриационной визы с целью поселения на ПМЖ.

Закон о зарубежных украинцах (4 марта 2004 года)

Кто подпадает под определение зарубежного украинца – 3 условия:


1. Украинская самоидентификация.
2. Украинское этническое происхождение или происхождение из Украины
3. Не имеют гражданства Украины

Удостоверение зарубежного украинца (выдают консульства или МИД)

ПРАВА зарубежного украинца (обладателя удостоверения):

· на территории Украины – обладает всеми (за исключением - политических) правами наравне с гражданами Украины. Право на труд – наравне с гражданами Украины;

· есть квоты на образование в вузах.

Гражданство Украины для зарубежных украинцев – в общем порядке, в т.ч. 5 лет проживания на Украине; отказ от другого гражданства; знание украинского языка.

Гражданство Венгрии зарубежным венграм (26.05.2010)

После прихода к власти в 2010 г. правительство В. Орбана объявило своим приоритетом защиту интересов зарубежных венгров. В Венгрии был принят ряд законов, способствующих политике национальной консолидации.

В частности, к ним относятся закон об упрощенном предоставлении гражданства зарубежным венграм (26.05.2010) и закон о создании особого министерства по делам заграничных венгров (23.12.2011).

Закон об упрощенном предоставлении гражданства зарубежным венграм вступил в силу 20.08.2010. и применяется с 01.01.2011. В соответствии с этими законами предусмотрено предоставление венгерского (второго) гражданства тем гражданам иностранных государств, чьи предки до 1920 г. или между 1940 и 1945 гг. были венгерскими подданными. Обязательным условием является также знание заявителем венгерского языка и отсутствие каких-либо обстоятельств, касающихся общественной или национальной безопасности, препятствующих предоставлению ему гражданства. Эти меры, разумеется, распространяются и на 150 тысяч украинских венгров, проживающих в Закарпатской области. В частности, они получили право участвовать в выборах и быть избранными в парламент Венгрии, для чего предполагается создать соответствующие мажоритарные округа в местах компактного расселения венгров на территории соседних государств.

Отныне процедура его получения очень упрощена: претендент должен предоставить справку о несудимости, доказать свое венгерское происхождение, что можно установить в суде (уже работают адвокатские конторы, специализирующиеся на этом).

Как получить гражданство Румынии (румынам за рубежом - с 29 октября 2009г)

По предложению президента Румынии Траяна Бэсеску правительство Румынии в очередной раз упростило процедуру предоставления румынского гражданства для молдаван.

Парламент Румынии 29 октября 2009г. утвердил поправки к закону о гражданстве, упрощающие порядок предоставления гражданства для жителей соседней Молдовы Помимо прочего, теперь для жителей Молдавии, "восстанавливающих" румынское гражданство, была исключена процедура собеседования на знание румынского языка, что открывает дорогу к гражданству Румынии и для русскоязычных бессарабцев.

Возможность "восстановления" румынского гражданства предоставляется всем бывшим румынским гражданам, в частности, проживавшим на территории Бессарабии до 1940 года, и их потомкам до 3-го колена (т.е. де-факто подавляющему большинству населения Бессарабии, включая значительную часть русскоязычного населения).

Первое, что должен сделать житель Бессарабии, подходящий под озвученные требования и желающий получить румынский паспорт, - это отправить в консульский отдел посольства Румынии в Молдавии предварительную заявку на подачу документов. Эту заявку можно отправить из любого почтового отделения.

Двойное гражданство в США

Соглашений о двойном гражданстве Соединенные Штаты не заключали ни с одним государством мира. Это значит, что гражданин США может стать гражданином какой угодно страны, но американские власти этого не признают, рассматривая его только как гражданина США. Вообще, американский закон двойное гражданство не приветствует, но и не запрещает. Некоторые получают его автоматически – если родились за рубежом от родителей, являющихся гражданами США, или от граждан другой страны, но на территории США. При этом граждане США могут сохранять полюбившиеся им гражданства, но на территории США пользоваться им не могут. Если человек обладает двойным гражданством, одно из которых американское, он пользуется всеми правами и обязанностями американского гражданина – имеет право участвовать в выборах, обязан платить налоги в американскую казну. Те, кто становится гражданином США, помимо прочих продолжительных и непростых процедур должны дать клятву верности Соединенным Штатам. Эта клятва означает, что принесший ее уже отказался хранить верность другому государству, даже если продолжает оставаться его гражданином, и налагает ряд запретов. В частности, закон требует от американских граждан использовать при поездках за границу только американский паспорт. Демонстрация другого паспорта может быть расценена как нарушение клятвы верности с соответствующими последствиями.

Двойное гражданство в Израиле

Израиль признает двойное гражданство еще с тех пор, когда ни в СССР, ни в России о таком статусе еще не задумывались. До 1991 года все выезжавшие из СССР на постоянное местожительство (ПМЖ) в другие государства автоматически теряли советское гражданство. В 1992 году Верховный совет РФ изменил закон и разрешил лицам, выезжавшим на ПМЖ в другие страны, российское гражданство сохранять. Однако в этом случае вопрос о двойном гражданстве даже не ставился. Так, например, лица, выехавшие в период 1992–2002 годов на ПМЖ в Израиль, в Израиле рассматривались только как израильтяне, а в России – только как россияне. Если, скажем, израильтянин призывного возраста приезжал погостить в Россию, его вполне могли «забрить» в армию. И наоборот. В случае же существования статуса двойного гражданства учитывались бы разные факторы и, прежде всего, предпочтение самого гражданина.

Не совсем ясно обстоит ситуация и с двойным налогообложением. 25 апреля 1994 года между правительствами России и Израиля была подписана конвенция с довольно длинным и неясным для простого смертного названием: «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы». Говоря юридическим языком, на уровне «физических лиц» эта конвенция просто не действует. С зарплаты израильских граждан, работающих в России, берут налоги как российские, так и израильские финансовые службы. Несомненно, международные конвенции должны иметь продолжение в смысле разработки и доведения их до уровня всех финансовых учреждений, имеющих дело как с иностранными гражданами, так и с гражданами, обладающими двумя гражданствами.

…и в остальном мире

В большинстве стран–членов Совета Европы установлен принцип одного гражданства. Даже в Европейском союзе (ЕС) нет четкого подхода к вопросу о двойном гражданстве. Одни европейские страны отвергают его, другие разрешают. Ирландия признает двойное гражданство, а Австрия – отвергает. В Германии необходимо выполнить особые условия. В Голландии, Италии власти на двойное гражданство закрывают глаза – закон не разрешает, но и не запрещает его. А вот в Турции и Греции двойное гражданство законом разрешено, в то время как в Норвегии, Швеции и Франции – нет. В Испании разрешается иметь «дополнительное» гражданство лишь некоторых стран (бывших колоний). Швейцария ведет себя в этом вопросе так: швейцарский гражданин может приобрести паспорт другой страны, но при этом он раз и навсегда теряет свой собственный. Любой человек, получивший швейцарский паспорт, должен по закону отказаться от всех своих прежних паспортов.

В Южной Америке похожее положение. Боливия и Уругвай не признают двойного гражданства. В Аргентине разрешается иметь кроме аргентинского только испанский или итальянский паспорта. В Бразилии закон разрешает иметь другой, помимо бразильского, паспорт, но на практике наблюдается небольшое отступление от него. Ямайка и Доминиканская Республика разрешают двойное гражданство. Гондурас и Мексика – нет. Чили заключило соглашение о двойном гражданстве только с Испанией. ЮАР, Япония и Филиппины не признают двойного гражданства.

До недавних пор европейскими лидерами по получению второго гражданства были англичане, но теперь в этом их обогнали французы, бельгийцы, граждане скандинавских стран и Испании, что объясняют желанием убежать от налогов. При этом в Евросоюзе отдают отчет в том, что подталкивает европейцев обзаводиться двойным гражданство. Поэтому двери в страны, которые называют «налоговым раем», – Монако, Гибралтар, Андорра, Доминиканская Республика и Гренада, Брюссель готовятся перекрыть законодательно.


Источник: Информационно-аналитический портал постсоветского пространства "Материк"

Согласно ст. 27 Федерального закона N138-ФЗ " О гражданстве Фоссийской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ являются: Президент РФ, Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы, Федеральный орган исполнительной власти в сфере международных отношений и дипломатические представительства и консульские учреждения. Оформление производится только и исключительно компетентными государственными органами РФ в соответствии с имеющимися у Заявителя основаниями и при условии предъявления предусмотренных законом документов. Заявление по вопросам гражданства РФ подаётся заявителем лично. Основания отклонения заявления о приёме в гражданство РФ указаны в Статье 18 Федерального закона N138-ФЗ " О гражданстве Российской Федерации".




Работает на: Amiro CMS